Знакомство с каменным углем

Структурное подразделение « Детский сад №1 « Ромашка»»

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по ознакомлению детей подготовительной к школле группы с неживой природой

« Знакомство с каменным углём и мелом»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила  воспитатель: Чаус И.И.

 

 

с. Красный Яр 2012 г.

Задачи:

Образовательные: Повышение уровня знаний в опытнической деятельности дошкольника. Углубление знаний об окружающем мире, полезных ископаемых. Формировать умение устанавливать причинно- следственные связи путём эксперимента.

Развивающие: Развивать интерес к экспериментированию детей, развивать любознательность. Способствовать накоплению у детей  конкретных представлений о свойствах каменного угля и мела.

Воспитательные: Формировать у детей коммуникативные качества: дружеские взаимоотношения во время совместной работы, умение выслушивать собеседника.

Образовательная область: Познание

Цель: -  повышение уровня интеллектуально-личностного развития детей;

-  формирование коммуникативных качеств.

- повышение познавательного интереса детей к практическим опытам с камнями

Материалы к НОД  для воспитателя:

1.     Посылка, каменный уголь,  мел.

2.     Магнитофон,  диск с записью звукового письма;

3.     Экран, проектор, ноутбук,

4.     Стол -2шт, стул.

Материал к  НОД для детей:

1.     Подносы- 6 шт, кусочки каменного угля и мела –по 12 шт., лупы – 12 шт., стаканчики с водой –12 шт,.  
палочки -12 шт., влажные салфетки – 24 шт.,

2.      Смайлики для рифлексии – по 12 шт.

3.     Столы 5 шт., стулья -20 шт.,

Игровые приемы:

1.     Сюрпризный момент: посылка со звуковым письмом от хозяйки Медной горы.

2.     Загадывание загадок о каменном угле и меле.

3.     Опыты с каменным углем и мелом.

4.     Рассаз воспитателя по презентации.

5.     Рифлексия .

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите сегодня к нам на занятие, пришло много гостей. Давайте мы дружно с ними поздороваемся, улыбнемся гостям и друг другу.

Дети: Здороваются с гостями.

Воспитатель: А сейчас я  вас приглашаю, пройти и присесть

Воспитатель:Ребята, нам почтальон принёс  посылку, давайте мы  посмотрим,  что же в ней.

(Во время открытия посылки включается фонограмма звукового письма.)

«Здравствуйте, дорогие дети!

Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот я и решила по-
слать посылку с предметами неживой природы.
А что это за предметы, вы узнаете, отгадав мои загадки, которые находятся в конверте. Желаю удачи!

Хозяйка Медной горы».

Воспитатель. Ребята, какая интересная посылка, в нее вложено звуковое письмо. А в письме говорится о неживой природе. А что относится к неживой природе.

Дети:  к неживой природе относится камень.
 Воспитатель: А как вы думаете, какой предмет находится в посылке?

Дети: Игрушка, земля…
 Воспитатель:  Узнать, что находится в посылке мы сможем,отгадав загадку.

(загадывает загадку о каменном угле).

 


Свиду неприглядный камень, он в земле лежит пластами,
Чтоб наверх его поднять, надо в шахте побывать.
Под землею огоньки это в шахте горняки.
Молотками отбивают этот очень нужный камень



 Дети: Это уголь.

Воспитатель: Да, это полезное ископаемое каменный уголь. Вот он какой этот каменный уголь. (Достает и показывает
детям).

Давайте мы с вами вместе повторим.

- Полезное ископаемое –каменный уголь.

Воспитатель:Вы хотите узнать свойства каменного угля?

Дети: Да.

А чтобы узнать больше о каменном угле, я приглашаю вас пройти за столы.

( дети проходят за столы, в это время воспитатель раздаёт уголь)

Воспитатель: Посмотрите, у вас на столах стоят подносы найдите на них
каменный уголь. Возьмите каменный уголь, рассмотрите его поверхность с помощью лупы.

(дети рассматривают уголь с помощью лупы)

Воспитатель: Что вы видите? А что ещё вы можете сказать о каменном угле?

Дети: Уголь черного цвета. Он бугристый, как дерево...

Воспитатель: Правильно. Положите лупу на край стола.

Воспитатель: Ребят, а как можно узнать,  уголь твердый или мягкий?

Дети: Надо надавить на него пальцем или сжать в руке.

Воспитатель: Хорошо. Попробуйте его сжать в руке.

(дети сжимают уголь)

Воспитатель: Что можно сказать? Какой уголь?

Дети: Уголь твердый.

Воспитатель: Правильно. Ребята, а уголь имеет запах

Дети: Нет, уголь не пахнет.

Воспитатель.Совершенно верно ребята, уголь не имеет запах.

Воспитатель: Посмотрите на свои руки. Что можно сказать про уголь?

Дети:  Он
пачкается.

Воспитатель: Как вы думаете, что произойдёт с каменным углём, если его опустим в воду

Дети: Каменный уголь утонет.

Воспитатель: А почему?

Дети: Он тяжёлый.

Воспитатель: Как вы думаете, вода поменяет цвет?

Дети: Да

Воспитатель: Попробуйте опустить каменный уголь в воду, что произошло?

Дети:Каменный уголь утонул.

Воспитатель: Ребята, а произошли изменения с водой?

Дети: Нет, вода не окрасилась.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, что ещё происходит.

Дети: Идут пузырьки, круги.

Воспитатель. В каменном угле есть воздух.  И при опускании угля в воду, вода вытесняет воздух из угля. По-
этому появляются пузырьки.

Воспитатель: Как вы думаете, он растворяется или нет?

(дети высказывают свои предположения)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю проверить, растворяется уголь или нет. Давайте возьмем палочку и помешаем воду.  Что происходит с углём?

Дети: Каменый уголь не растворяется.

Воспитатель: Запомните, каменный уголь нерастворим ни в одной из жидкостей.

Каменный уголь это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Его основу составляют остатки
погибших древних деревьев и растений, которые разлагаются, гниют
и превращаются в рыхлый торф. Лежит такой торф много, много
лет, прежде чем из него в земле образуется каменный уголь.

Просмот презентация.

Воспитатель:  Добыча каменного угля производится на поверхности земли, а так
же и глубоко под землей. Для его добычи под землей стоят шахты глубокие, темные колодцы. Закройте глаза. Вот так темно и ничего невидно и в
шахтах.. В стволах шахт устанавливают
подъемные машины. От стволов шахт по направлению к залежам каменного угля роют подземный коридор, там прокладывают рельсы,  делают
освещение. Шахтеры добывают уголь с помощью специальных отбойных
молотков. Добытый уголь грузят в особые вагонетки и на них его перевозят до ствола шахты. Затем подъемные машины поднимают уголь на поверхность земли. Там его грузят в вагоны и везут туда, где он нужен. Труд
шахтеров  очень тяжелый. Их нелегкий труд облегчают разные машины.

Воспитатель:
Как вы думаете,  где человек использует каменный уголь?

(дети предполагают)

Воспитатель: Каменый уголь человек использует  как топливо на фабриках, заводах и железных дорогах, для получения электроэнергии. Применяется при  выплавке
чугуна, стали. Из каменного угля получают краски и лаки.

Одно из свойств каменного угля: он хорошо горит и дает
много тепла, поэтому он идет на отопление жилых помещений.

Воспитатель: А сейчас, давайте встанем и немного отдахнём.

( физ минутка под музыкальное сопровождение)

Воспитатель: Пришло время отгодать вторую загадку.


 

«Белый маленький комочек.

Он лежит в моей руке.
Им рисуют на асфальте, пишут буквы на доске,
Белят потолки и печки. Растворяется легко:
Опусти комочек в речку утечет как молоко»



Дети: Мел

Воспитатель: А сейчас предлагаю посмотреть на экран. Вот так выглидит мел как полезное ископаемое.  Мел это известняк, состоящий из
морских микроорганизмов, известняковых водорослей, это полузатвердевший
 морской ил, в котором встречаются раковины моллюсков, скелеты морских ежей, лилии, даже кораллы.

Воспитатель:Саша и Маша, помогите мне пожалуйста, раздайте мел

Ребята, у вас на столах лежит уже переработанный мел.  Давайте рассмотрим его с помощью лупы, что вы видите?

Дети: Маленькие дырочки.

Воспитатель.  Какого он цвета?

Дети. Мел белый.

Воспитатель: Мел имеет запах?

Дети: Нет, мел не пахнет.

Воспитатель:  Твердый или мягкий мел? Потрогайте его руками.

Дети:  Мел твердый.


Воспитатель: Ребята, мел твердый, но он мягче каменного угля. Когда им
пишут, он крошится, сыпется, значит, он хрупкий. А давайте проверим! Попробуйте мелом провести по доске полоску. Что видите?

Дети: Мел оставляет след, рисует.

Воспитатель: Как вы думаете, что произойдёт с мелом, если его опустим в воду

Дети:  Мел утонет.

Воспитатель: А почему?

Дети: Он тяжёлый.

Воспитатель: Как вы думаете, вода поменяет цвет?

Дети: Да

Воспитатель: Попробуйте опустить мел в воду, что произошло?

Дети: Мел утонул.

Воспитатель: Ребята, а произошли изменения с водой?

Дети: Вода помутнела.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, что ещё происходит.

Дети: Идут пузырьки, круги.

Воспитатель. В меле  есть воздух.  И при опускании мела в воду, вода вытесняет воздух из мела. По-
этому появляются пузырьки.

Воспитатель: Как вы думаете, он растворяется или нет?

(дети высказывают свои предположения)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю проверить, растворяется мел или нет. Давайте возьмем палочку и помешаем воду.  Что происходит с мелом?

 

Дети: Мел растворяется.

Воспитатель: Да, мел растворяется.

Воспитатель: Ребята, где  человек использует мел?

Дети: человек использует мел для  рисования на   
доске, на асфальте.

Воспитатель. Мел, ребята, нужен не только для рисования. Натуральный мел используют в сельском хозяйстве для известкования
почв и подкормки животных, в промышленности для производства цемента и извести. Мел добавляют при изготовлении резины,
пластмассы, лаков, красок, используют для получения соды, стекла. С помощью мела очищают сахар от примесей. Очищенный мел
применяют при изготовлении лекарств. Мел составная часть зубных порошков и паст. Мел идет на изготовление художественных
красок, школьных мелков.

Воспитатель: Наше с вами занятие подходит к концу, давайте  Пройдём и сядем на ковёр.

Вспомните  с какими полезными ископаемыми мы сегодня познакомились. Чем сегодня на занятии мы занимались ещё?

Дети: Мы опускали мел и каменый уголь в воду. Расматривали через лупу. Отгадывали загадки.

Воспитатель:  Я надеюсь сегодня, вы узнали много нового, интересного про
каменный уголь и мел. Я приготовила для вас смайлики. Если кому то было не интересно, скучно, возьмите смайлик красного цвета. Каму сегодня было интересно и он  узнал много нового, поднимите смайлик жёлтого цвета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/span/p