Экспериментальная площадка ФИРО РАНХиГС при Президенте РФ

Структурное подразделение «Детский сад № 1 «Ромашка»» ГБОУ СОШ с. Красный Яр является экспериментальной площадкой Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

С 2012 года детский сад работает по трём взаимодополняющим темам:

  • в период с 24.12.2012г. по 21.12.2016г. темой экспериментальной работы являлась: «Коммуникационные технологии как инструмент нового формата взаимодействия социальных институтов в социализации дошкольников». Приказ ФГАУ ФИРО № 227 от 24.12.2012г. Свидетельство о присвоении статуса экспериментальной площадки ФГАУ ФИРО Минобрнауки России № 393.3 от 24 декабря 2012года;
  • в период с 17 июня 2015г. по 17 июня 2019 года темой экспериментальной работы являлось: «Проектирование социальной ситуации развития детей 3-7 лет в Примерной основной образовательной программе «Миры детства: конструирование возможностей». Приказ ФГАУ «ФИРО» № 100 от 17.06.2017г. Свидетельство о присвоении статуса экспериментальной площадки ФГАУ ФИРО Минобрнауки России № 514.76 от 17 июня 2015г.
  • С 19 июля 2019 года тема экспериментального исследования «Разработка и апробация инструментария проведения мониторинга реализации ФГОС дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования» Приказ ФИРО РАНХ и ГС от 19.07.2019г. № 21 - 7. Свидетельство о присвоении статуса экспериментальной площадки ФИРО РАНХ и ГС. Действительно до 31 декабря 2023 года.

В рамках научно – экспериментальной работы на базе детского сада апробируется комплексная образовательная программа «Миры детства: конструирование возможностей» и приложение к ней - дидактическое пособие «Детский календарь» Т.Н.Дороновой.

Миры детства

Авторы: О.Е. Веннецкая, С.Г. Доронов, Т.Н. Доронова, Л.А. Ремезова, М.А. Рунова, Н.В. Тарасова, Е.Г. Хайлова, С.Г. Якобсон

2015г.

Аннотация:

От современных комплексных программ дошкольного образования «Миры детства…» отличают следующие взаимосвязанные характеристики.

  • Типология образовательной деятельности построена на основании культурных практик. К ним относятся: сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельности, чтение художественной литературы и слушание музыки.
  • Возможность осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям на основании результатов педагогической диагностики.
  • Построение образовательного процесса совместно с родителями детей на основании дидактического материала «Детский календарь».
  • Разработка вариативного тематического планирования в цифровой форме.

В настоящее время по программе «Миры детства…» работает более 100 дошкольных образовательных организаций, являющихся инновационными федеральными площадками ФИРО РАНХиГС. Результаты работы педагогов детских садов представлены на сайте miridetstva.ru.

С целью вовлечения семей воспитанников в непосредственно образовательную деятельность. Федеральный институт развития образования разработал дидактическое пособие «Детский календарь»

Детский календарь - это современное пособие, оно представляет одну из форм реализации партнёрских отношений детского сада и семьи, родителя и ребёнка; ребёнка и педагога; детьми между собой при которых: партнёры умеют договариваться, доверяют друг – другу. Они деликатны, согласовывают свои действия. Родитель в образовании поставлен в равные условия с педагогом в реализации программы и берёт на себя часть образовательных задач.

Уважаемые родители! В это сложное время (период самоизоляции) дидактическое пособие ещё раз доказало свою эффективность и предоставило возможность дистанционного обучения. Просим вас продолжить работу по данному дидактическому пособию в соответствии с методическими указаниями ФИРО РАНХ И ГС и рекомендациями педагогов нашего детского сада. Размещаем для вас электронный вариант дидактического пособия «Детский календарь» на май месяц 2020г.

    Календарь на май 2020г.

Детский календарь на сегодняшний день – единственное пособие, которое соответствует стандарту дошкольного образования и позволяет обеспечить единство образовательного пространства на всей территории Российской Федерации. (ст.11 ФЗ Об образовании в РФ).

Детский календарь представляет собой альбом с отрывными листами на каждом их которых в соответствии с датой размещено задание. Задания подобраны в соответствии с возрастом детей, а их материал позволяет реализовать все основные культурные практики, такие как: сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность и чтение художественной литературы;

Пособие имеет множество преимуществ. Например: родителю, не имеющему специального дошкольного образования, трудно было бы подобрать развивающее содержание и определить чем и как надо заниматься с ребёнком. Использование материала не требует от родителей привлечения дополнительных материалов извне. Каждое занятие оставляет свой «предметный след», итогом которых становится конкретный игровой предмет, поделка, книга, игровой макет.

Благодаря календарю, у родителя появилась обязанность, а у ребёнка возможность пообщаться. Родитель берёт на себя часть воспитательно-образовательных функций. Работу, начатую в детском саду ребёнок с родителем выполняет дома и наоборот. Появляется открытость образовательного пространства. Родители знают, чем занимался ребёнок в саду. Педагог знает, чем занимался ребёнок дома.

Детский календарь способствует систематическому развитию ребенка в различных направлениях деятельности, формируются практические навыки и умения в продуктивных видах деятельности, развивает мелкую моторику рук. Игрушками, играми и иными пособиями, изготовленными детьми (своими руками), пополняется развивающая среда групп. Дети бережно относятся к продуктам своей деятельности. У детей, педагогов и родителей появляются общие темы для обсуждения.
Например, после чтения книги «Плих и Плюх» было очень бурное обсуждение произведения… и тех эмоций, которые вызвало это произведение у детей.

Задания, размещенные в Детском календаре, просты, не трудоемки.
Каждодневные занятия родителя с ребёнком формируют доверительное отношение. Они слышат и понимают друг друга. Родители не со слов воспитателя или репетитора знают уровень развития своего ребёнка: умеет ли ребёнок несколько минут сидеть за столом, держать правильно карандаш, ручку, ножницы, развита ли у него мелкая моторика рук, умеет ли ребёнок слушать литературное произведение и эмоционально откликаться на события и т.д. Родитель всё видит сам.

При систематическом выполнении заданий, у ребёнка формируются навыки учебной деятельности, что предполагают в целевые ориентиры Стандарта ФГОС ДО
Данное пособие апробируется нашим детским садом с 2013 года и доказало свою эффективность.

В рамках данной темы экспериментального исследования проводились научно-практические семинары; встречи педагогического коллектива и родителей с разработчиками дидактического пособия (2015г.). Педагогический коллектив ежегодно предоставляет отчёты, видеоролики о том, как занимаются родители с детьми дома, а также итоги мониторинга удовлетворённости родителей данным пособием ФИРО.

    Мониторинг удовлетворённости родителей работой по дидактическому пособию «Детский календарь» показал следующие результаты:

  • 65% родителей с желанием занимаются по данному пособию, осознают важность и необходимость работы с детьми;
  • 15 % приобретают календарь, но регулярно не занимаются с ребёнком или вовсе не занимаются;
  • 10 % родителей, категорически, не хотят приобретать данное пособие потому, что нет времени и желания заниматься с ребёнком.
  • 10 % от общего списочного состава составляют вновь прибывшие дети в течении учебного года или убывшие (отчисленные)

    Родители, регулярно занимающиеся с детьми, отметили что и них улучшились:

  • взаимоотношения в семьях между ребёнком и родителем (85%);
  • взаимоотношения между педагогом и родителем (30 %);
  • взаимоотношения между детьми в группе (50%).

Сравнительный анализ вовлеченности родителей (законных представителей) воспитанников непосредственно в образовательную деятельность и использование дидактического пособия «Детский календарь» показал следующие результаты:

  • 2013 – 2014 учебный год - 15 человек, что составляет - 11% от общего списочного состава без учёта детей раннего возраста
  • 2019 – 2020 учебный год - 180 человек, что составляет 80% от общего списочного состава, без учёта детей раннего возраста

На основании сравнительного анализа за период с 2013 по 2020гг. можно сделать вывод, что вовлеченность родителей (законных представителей) воспитанников в непосредственно образовательную деятельность увеличилась на 69%. Эффективным средством вовлечения родителей (законных представителей) воспитанников непосредственно в образовательную деятельность является дидактическое пособие «Детский календарь».

Отчёт о работе детского сада "Ромашка" с дидактическим пособием

Музыкальный калейдоскоп

Коллективом Структурного подразделения «Детский сад № 1 «Ромашка»» ГБОУ СОШ с. Красный Яр под руководством научного руководителя, кандидата педагогических наук, профессора кафедры специальной педагогики и специальной психологии факультета психологии и специального образования Л.А. Ремезовой разработана и реализуется педагогическая технология организации культурно-досуговой деятельности «Музыкальный калейдоскоп».

В августе 2018 года, по решению редакционно – издательского совета Самарского государственного социально – педагогического университета технология «Музыкальный калейдоскоп» подписана к печати и отпечатана в типографии ООО «Порто–принт» тиражом 100 экземпляров.

Рецензенты:

  • кандидат педагогических наук, заведующий отделом дошкольного образования федерального института развития образования Т.Н. Доронова;
  • кандидат педагогических наук, декан факультета психологии и специального образования Н.И. Букавцова (СГСПУ)

Научный редактор:

  • кандидат педагогических наук, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии факультета психологии и специального образования Л.А. Ремезова.

Данное пособие адресовано педагогическим работникам ДОО, родителям и представителям различных социокультурных институтов, интересующихся вопросами организации культурно – досуговой деятельности дошкольников.

С июля 2019 года педагогический коллектив совместно с семьями воспитанников апробируют инструментарий оценки качества дошкольного образования.

Отчёт "Об апробации инструментария и проведению мониторинга реализации ФГОС ДО в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования."