Родительское собрание - Его величество хлеб
Цель: приглашение родителей к размышлению на тему «Воспитание у детей бережного отношения к хлебу».
Задачи: способствовать формированию осознания необходимости бережного отношения к хлебу; предоставить возможность поделиться семейным опытом по использованию чёрствого хлеба; формировать привычку правильно питаться.
Форма проведения: круглый стол.
Участники: родители, воспитатели.
План проведения
1. Вступительная часть.
2. Разминка « Кладезь мудрости».
3. Анализ результатов микроисследования.
4. Беседа « Цена хлеба».
5. Заключительная часть.
Вступительная часть
Добрый вечер, уважаемые родители! Тема нашей сегодняшней встречи - «Его величество хлеб».
Вот он – хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой!
Вот он – тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл!
В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
В нём земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём…
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём!
С. Погореловский
Нет, кажется, человека, который пренебрегал бы хлебом, не знал бы слова, его вкуса, не дорожил бы им. У нас хлеб, как и в далёкие времена, всему голова.
Вот он лежит перед нами во всех видах – от сухаря до пышного каравая, румяный пышущий солнечной и земной энергией.
Хлеб в старину называли « жито», от слова «жить». Действительно, есть только одно слово, которое равнозначно слову «хлеб».
Это слово «жизнь».
Хлеб в России с куполами,
Чтоб хватило, как неба, на всех.
За широкими в доме столами
Крошку бросить считали за грех.
Хлеб по праву называли святым. И таких понятий в нашей родной речи очень мало: мать, Родина, хлеб… Русский человек всегда верил в его святость, что, к сожалению, нельзя сказать о наших современниках. Несмотря на высокую цену хлеба, к нему продолжают относиться с неуважением, выбрасывать.
По старинному русскому обычаю хлеб, нечаянно выпавший из рук, надо не только поднять и бережно обтереть, но и поцеловать, попросить у него прощения. Немалым грехом считалось уронить крошку хлеба и не поднять её, ещё большим грехом растоптать ногами.
В одном из очерков, посвящённых селу, есть такие слова: «Велик сеятель. Никогда не забывал о нём мир и никогда не забудет – ни в радости, ни в беде. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба!»
Разминка « Кладезь мудрости»
Старинная народная пословица гласит: « Если хлеб на столе, то и стол - престол! А когда хлеба ни куска- то и стол- доска!» А сейчас я предлагаю вам, поделиться своей мудростью. Вспомнить поговорки и пословицы о хлебе, ведь пословица- это кладезь мудрости.
(Родители называют пословицы, поговорки)
Я призываю вас задуматься, а как мы на самом деле относимся к хлебу? Любовно? Бережно? Или не очень, оттого, что он нам сейчас достаётся легко?
Актуальность данной темы.
Данная тема нашего собрания выбрана не случайно. Исходя из наблюдений за детьми в повседневной жизни, можно сделать вывод, что нынешнее поколение детей, не имеют правильно сформированных представлений о значимости хлеба.
Во время трапезы дети позволяют себе использовать хлеб как предмет игры, демонстрируя не уважительное, не бережное отношение к хлебу.
Давайте с вами разберём ситуацию № 1:
Во время обеда ребёнок роняет хлеб, взрослый обращается с просьбой к ребёнку поднять хлеб. Ребёнок бездействует.
Вопрос:
- Выскажете своё мнение о данной ситуации.
- Ваши действия в этой ситуации.
Ситуация № 2:
Во время обеда, ребёнок использует хлеб как предмет игры. ( катает шарики, делает пистолетик.)
-Какие действия нужно предпринять взрослому?
- Какие доводы вы приведёте, объясняя ребёнку, почему нельзя играть с хлебом?
Никогда не спешите с наказаниями. Критика должна быть созидательной, а не разрушительной. Объясните ребёнку, почему необходимо выполнять требования взрослыхL(не использовать хлеб как предмет игры). Важно помнить, что дети реагируют не только на то, что вы потребовали, но и на то, как вы это сделали.
При этом большое внимание следует уделить воспитанию определённого поведения детей. Дошкольникам свойственно подражать взрослым, поэтому контролируйте при детях своё отношение к хлебу.
С вашего позволения я зачитаю отрывок из воспоминаний В. Шалтонова
« Ржаной и чёрный»
Как-то придя с работы в общежитие, мы с ребятами поспорили, кому идти за хлебом: за окном бушевала вьюга. Бросили жребий, и выпало идти мне. Ветер хлестал в лицо, забирался под полушубок, сбивал с ног.
Подойдя к магазину, я глубоко вздохнул тёплый запах ржаного хлеба. Купив буханку, запрятал её под полушубок и вышел на улицу. Обратно идти было легче, ветер дул мне в спину. Я чувствовал у себя на груди тёплый хлеб. Он согревал, как живой.
Моё появление было встречено на ура. Хлеб, разрезанный на куски, задышал в ладонях, награждая каждого сытным своим теплом…
А мне вспомнилось далёкое детство. Война…
Однажды, набегавшись на улице, я заскочил домой и отполосовал от буханки душистый кусок хлеба, воткнул в него нож и прикрыл рушником. Увидев это, мама тихо сказала: «Запомни сынок, хлебу тоже больно, как и тебе. Нельзя с ним так обращаться». На всю жизнь запали мне в сердце её слова. «Ешь с хлебом,- в другой раз говорила она,- силы не будет, если хлеб не будешь есть». Кто же не хочет вырасти сильным?
Ежедневно в семьях выбрасывается хлеб. А связано это с тем, что покупается, хлеба больше чем требуется. Может быть из присутствующих сегодня кто ни будь сможет поделиться опытом по использованию чёрствого хлеба.
Заключительная часть
Перед воспитателями и родителями стоит важная нравственная и педагогическая задачи: научить детей беречь хлеб; познакомить детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; вызвать интерес к окружающему миру, расширять кругозор, обогащать словарный запас по данной теме.
Если человек, какой бы богатый он ни был, какое бы положение в обществе ни занимал, не уважает хлеб и считает, что может без него обойтись, он не вызывает никакого уважения.
Наше собрание подошло к концу. Я надеюсь, что оно помогло вам задуматься о том, чем для нас является хлеб. Хочется верить, что вы будете учить своих детей ценить и беречь хлеб, относиться к нему с уважением, быть благодарными тем, кто растит хлеб.
Будьте счастливы и полны оптимизма! Вы заслуживаете самой хорошей и достойной жизни, и она обязательно у вас будет. Хлеб и мир вашему дому! Рефлексия
Родители берут карточки и крепят к доске:
- кто узнал много нового и было интересно - красный;
- кому было интересно, но нового не узнал – жёлтый;
- кому было скучно – синий.