Эссе - педагогическое кредо
Какой ты в жизни след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет.
И посмотрели косо вслед?
Или незримый, прочный след,
В чужой душе на много лет?
Мои дети для меня не просто воспитанники, они частички моей души. Я одинаково сильно люблю их всех, но в то же время за каждого переживаю по-разному, по-особому, потому что каждый из них – это сложнейший мир. В этом мире мне нужно найти ту единственную верную тропинку, которая приведет к пониманию, доверию, позволит войти в сокровенные уголки детской непосредственной души.
Почему я выбрала профессию педагога, а не стоматолога, актера, юриста? Кто или что повлияло на мой выбор?
Стать преподавателем решила еще в детстве, будучи дошкольницей. Помню, как в подготовительной к школе группе я одна из всех умела читать и Лилия Карловна, мой воспитатель, организовывала минуты чтения, когда я сидела перед детьми и читала сказки. Боже мой, какое наслаждение, радость, гордость и желание быть воспитателем!
Затем 1-й класс. Никогда не забуду проникновенный взгляд, искреннюю заботу, высокий профессионализм своего первого учителя — Валентины Павловны Ткаченко, педагога от бога. Вот она стоит у доски — классическое строгое платье, а из технических средств обучения только доска и мел. Но класс заворожено слушает.
Старшее звено школы. И снова на моём пути педагог по призванию Ирина Ивановна Константинова. Бывало, она журила нас, но звучало это так ласково: «Бобоськи вы мои чистокровные, в порошок сотру». И уже тогда я знала: буду только педагогом.
Закончила школу. Слова мамы были такими: «Никакого педагогического образования, только юридическое». Не понимаю, почему уже тогда я не отстояла свои мечты и желания?
Я стала женой, мамой. Любовь к дочери укрепила моё желание работать с детьми. Привела ребёнка в детский сад. Там мне предложили должность помощника воспитателя, на которую я с радостью согласилась. Моим наставником стала Анна Константиновна Петрова. Её профессионализм и рвение в работе являются примером для подражания.
Так моя мечта стала исполняться. Одновременно мне было предложено обучение в педагогическом колледже и должность воспитателя. Я благодарна заведующему детским садом Татьяне Михайловне Хрипуновой, за то, что она поверила в меня. За то, что я поверила в себя.
Прошли годы. За плечами школа, педагогический колледж, пробные занятия. Впереди волнующие душу обучение в педагогическом университете, рабочие дни. Будут ли так же заворожено смотреть на меня мои ребятишки, как когда-то я - на своего первого учителя? Смогу ли я создать такие условия, чтобы Детский сад стал для них настоящим миром счастливого детства?
Я понимаю, что моим ребятам предстоит решать разной сложности задачи всю последующую жизнь. Но кем бы, ни стали они во взрослой жизни: пекарями, строителями, врачами, геологами - главное, чтобы выросли с пламенным сердцем и солнцем в глазах.
Моё профессиональное кредо - заложить основные ценности, вечные и неизменные: доброта, любовь, справедливость, честность, требовательность, стремление к постоянному творческому поиску, выработке и воплощению креативных решений; Спешить передать свои знания, развивать не поучая, помня заповедь Сократа: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светиться».
Воспитатель - это не профессия, а образ жизни.
Моя педагогическая и жизненная установка: «Никогда не останавливаться на достигнутом, делиться не задумываясь, учить — обучаясь самой». Хочется поделиться всем, что знаешь, когда видишь желающие все впитать детские глаза. Я открываю детям свою душу, распахиваю сердце, но самое главное - не кривить душой. Дети должны видеть искренность, тогда можно надеяться на взаимность. Смею надеяться, что никогда не стану педагогом-«сухарём». Стараюсь не допускать клише в своей работе: однообразия, отсутствия нового, предсказуемость действий, застой в развитии. Однообразие гасит интерес и порождает усталость.
Вот и участие в этом конкурсе – это новая ступенька в моей жизни. То, чего раньше у меня еще не было. Что-то новое и неизведанное. То, что заставляет превзойти себя, подняться выше себя прежнего, подвигая на творческие искания, внося яркие краски в серые житейские будни.
Сегодня от человека требуется умение принять нестандартные решения, поэтому я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству — важнейшему качеству современного человека. Успех своей работы вижу в создании благоприятной атмосферы, доброжелательного настроя отношений воспитатель-воспитанник, воспитатель-родитель, воспитатель- воспитатель. Воспитатель, сумевший зажечь огонек интереса в глазах своих ребятишек, можно не сомневаться, завоюет их любовь и уважение. Большую роль в воспитании детей играет улыбка, которая способствует хорошей и доброжелательной атмосфере установления дружбы и сотрудничества между взрослым человеком и ребёнком.
Я думаю, что чем больше отдаешь, тем больше приумножаешь в себе. Прислушиваюсь к суждениям детей. Считаю, что в педагогике должны работать только те люди, которые любят детей. И что не менее важно, воспитатель непременно должен быть оптимистом по натуре. Как бы ни было порой трудно, никогда нельзя опускать руки, ведь детский сад — это своего рода присяга на верность детям и ощущение огромной ответственности за их будущее.
Мне хочется, чтобы в нашем детском саду всегда жили счастье познания, радость общения, атмосфера любви и творчества, постоянного поиска, единства воспитанника и воспитателя. Верю, что вместе с детьми преодолею многое. Только б они верили мне! «Люби детей, будь терпим, совершенствуй свои знания, будь общительным и свободным, не смей останавливаться на достигнутом, и успех придет к тебе» - это правило моей педагогической деятельности и жизни.
Воспитатель по природе своей профессии — созидатель. Созидатель с большой буквы, ибо творит он Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит, таков и итог профессионального пути педагога.
Какой ты в жизни след оставишь?...